С 10:00 до 20:00 ежедневно работает прямой телефон дежурного священника: 8-950-223-0-444

Воскресная школа

Воскресная школа для взрослых проходит по воскресеньям в 16:00
Ведет встречи - священник Артемий Литвинов.

Детская воскресная школа по воскресеньям в 10:00

Занятия Воскресной школы для детей и подростков проходят по воскресеньям согласно Расписанию. Родители, желающие записать своих детей, могут обратиться к директору ВШ Сергею Глебовичу МЕДВЕДЕВУ по м.т. +7-911-979-0209.
Основные курсы Воскресной школы:
1. «Закон Божий» — класс дошкольной ступени (от 7до 9 лет)преподаватель АЛЕКСЕЕВА Оксана Михайловна). Место проведения: трапезная прихода. Время занятий: 10.00-11.00.
2. «Закон Божий» — класс начальная ступень ступени (от 10 до 12 лет)(преподаватель ГАЛИЧАНИН Лариса Игоревна). Место проведения: Православный культурный центр. Время занятий: 11.00-12.00 (по окончанию Литургии).
3. «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет» — Основная ступень (13-14 лет) (преподаватель иерей Сергий ЛОМАКИН). Место проведения: Православный культурный центр. Время занятий: 12.00-13.00.

Дополнительные курсы Воскресной школы:
4. Иконопись — общая группа (преподаватель АЛЕКСЕЕВА Оксана Михайловна). Место проведения: Православный культурный центр. Время занятий: пятница — 16.00-17.00
5. Класс рисования — младшая группа (преподаватель ГОЛУБЕВА Татьяна Евгеньевна). Место проведения: Православный культурный центр. Время занятий: среда — 16.00-18.30
6. Театральная студия — общая группа (преподаватель АНТОНОВА Любовь Алексеевна). Место проведения: Православный культурный центр. Время занятий: четверг — 19.30-21.30; суббота — 17.00-19.00.
7. Класс английского языка — младшая (преподаватель БАРКОВА Анна Фёдоровна). Место проведения: Православный культурный центр. Время занятий: понедельник — 15.00-20.00; среда — 15.00-20.00.
8. Класс рукоделия — младшая и средняя (преподаватель КАВЕШНИКОВА Нина Ивановна). Место проведения: Православный культурный центр. Время занятий: пятница — 12.00-15.00.

Интересные статьи




БУДУТ ЛИ ОСУЖДЕНЫ ВСЕ ЯЗЫЧНИКИ?

Из Слова Божия, прежде всего, из Послания к Римлянам апостола Павла, мы знаем, что весь мир греховен, «все согрешили и лишены славы Божией». Без искупления во Христе нет спасения. Реальность окружающего нас мира, наш ежечасный опыт говорит нам об этом, говорит всевозможными симптомами греха, например, всеобщей подверженностью страданию и всем признакам несвободы и небогоподобия. Наконец, универсальной смертностью всех и вся. Это в равной степени относится и к язычникам, и к иудеям, то есть избранному ветхозаветному народу Божию. Без Христа, без Его искупительной смерти и Воскресения не было бы спасения ни для кого. Он же, Христос, будет судить этот мир, всех и каждого. Предрешать нам суд Божий во Христе не дано! Поэтому никто из нас не смеет сказать: Вот, я буду оправдан и спасен, а ты будешь осужден и пойдешь в погибель. Такая позиция была бы в лучшем случае безумием, в худшем случае богохульством.

Но чем же отличаемся тогда мы, верующие христиане, от прочих людей, в частности, от язычников? Да тем, что мы знаем о Христе и Его Евангелии. Так с нас и спрос больше! Как Иисус Христос бросал вызов окружавшим его иудеям, ставил их перед выбором пути к жизни или к смерти, так и теперь в мире Евангелие Христово ставит людей перед неизбежным выбором ответить Евангелию Да или Нет. Верующие говорят Да. В этом их преимущество, но это налагает на них и ответственность. Говорящие сознательное Нет отчуждают себя от Христа и сознательно отказываются от вечной жизни, оправдания и спасения. Бог им Судия. Но ведь далеко не все даже слышали Имя Иисуса Христа, и мы, христиане отнюдь не приложили всех усилий, чтобы все люди земли увидели через нас Христа. Разве несут они такую же ответственность, как те, кто, зная Евангелие, отрекся от него? Нет, мы не имеем никакого права предрешать их вечную судьбу, тем более что во многом ответственность за их неведение или заблуждение лежит и на нас. Им Судия тоже Бог. Посему будем осторожны в своих высказываниях об участи кого бы то ни было.

Мы должны радоваться и благодарить Бога за открытое нам знание и дарованную нам способность верить. Но мы не должны злорадно или со скорбью указывать на тех, кто пока еще этой радости веры лишен по той или иной причине. Мы должны помнить, что Бог сошел на землю для спасения всех, абсолютно всех людей. Ну а как в конце концов произойдет это спасение, и кого конкретно оно коснется, а кого нет, – судить не нам, а Богу.

Арх. Ианнуарий




ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СПАСЕНИЕ ОТ ПОМИЛОВАНИЯ?

В согласии со своей принципиальной богословской установкой апостол Павел утверждает, что спасение зависит не от дел человека, а «от Бога милующего». Более того, апостол считает греховным заблуждением предъявлять Богу какие-то счета за свои «дела праведности». «Кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?» (Рим 11,35). Бог никому ничего не должен. Он, – если говорить о Боге как об Отце, – просто любит. А если говорить о Нем в юридических терминах как о Судии, – наказывает или милует. Наказывает отвергающих Его и Его любовь, проявленную к людям через Его Сына, и милует тех, кто Его любовь с благодарностью принимает. Спасение – результат помилования грешников: ведь «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим 3,23-24). Вот это «оправдание даром» и есть помилование.

В контексте пророчества Иоиля о страшном дне Господнем («ибо наступает день Господень, … день тьмы и мрака, день облачный и туманный», «день Господень, великий и страшный» (Иоиль 2,1-2.31)) спасены будут те, кто обратится к Господу и исповедует Его как Бога Единого. Это спасение включит в себя всех, «кто призовет имя Господне» (2,32), то есть всех, кто присоединится к вере Израиля. В книге Деяний апостол Петр в своей речи в день Пятидесятницы основательно цитирует пророка Иоиля (Деян 2,16-21), толкуя его в типологическом смысле, как обетование «всякой плоти» (Деян 2,17; Иоиль 2,28), а не только Израилю. Это – обетование спасения «всем не только в Апокалипсисе, но и у апостола Павла (см. 1 Кор 3,14; 9,24). Но при этом мы не должны отвлекаться от символического (Апокалипсис) или красочно-метафорического (апостол Павел) контекста. Не стоит относиться к тестам Писания буквалистски. Это может привести к опасным заблуждениям.

Арх. Ианнуарий



ОТМЕНИЛ ЛИ ХРИСТОС ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ЗАПОВЕДИ?

Ветхозаветные Заповеди Закона Моисея, согласно апостолу Павлу, имеют великое значение «до пришествия веры» в Спасителя Иисуса Христа. «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (Гал 3,24-25). Всякий закон имеет принудительное действие. Моисеев Закон отражает волю Божию, которая тоже принудительно должна исполняться. Когда человек, заново рожденный в таинстве святого крещения и освященный Святым Духом, может вслед за апостолом Павлом сказать о себе: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2,20), то он исполняет волю Божию не принудительно, как раб или наемный работник, но как любящий сын. Иначе говоря, такой человек следует воле Божией не по долгу, а по любви. Писания Нового Завета обобщают волю Божию одной заповедью, заповедью любви. «Любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (13,8-9).

Нет, заповеди Ветхого Завета не изменились и не отменились. Иисус Христос Сам говорит: «Не мните, яко приидох разорити Закон, или пророки: не приидох разорити, но исполнити. Аминь бо глаголю вам: дондеже прейдет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от Закона, дондеже вся будут» (Мф 5,17-18), то есть пока стоит эта земля, на ней будет действовать Закон, как и вообще всякие законы. А как иначе? Этот мир есть мир зла, и законы в нем необходимы. Но тому, кто уже здесь, за земле, в царстве зла, живет Иисусом Христом и Святым Духом, – тот и пожинает «плод Духа». «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал 5,22-23). Вы уверены, что любовь безраздельно владеет вами? Вы постоянно чувствуете в себе радость и мир? Тогда вы – святой человек, и никакого закона вам не надо. Если же вы в этом не уверены, то Закон вам все еще нужен. Конечно, не весь Закон со всеми его ритуальными установлениями. Но, как минимум, его этические предписания, выраженные 10-ю заповедями, нелишне помнить, следовать им и при этом устремляться к тому, чтобы превзойти их в исполнении заповеди любви.

Арх. Ианнуарий




ЖЕНА СПАСАЕТСЯ ЧАДОРОДИЕМ. А ЧЕМ СПАСАЕТСЯ МУЖ?

Здесь надо учесть контекст, который указывает нам на историю в раю с Адамом и Евой. Прежде всего, следует учесть, что речь идет о Еве, а не об Адаме, и Адам вовсе не освобождается от своей греховности за счет Евы. Речь только о том, что Ева по причине ее особенного проступка наказана особой участью: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт

3,16). Разумеется, смысл высказывания не в том, что «чадородие» является для женщины необходимым условием спасения. Это был бы абсолютно нехристианский взгляд на природу спасения.

В результате грехопадения Еву и ее наследниц постигло наказание через «скорбь» в процессе чадородия. Но эта болезненная судьба отнюдь не закрывает ей пути к спасению. Но для нее это дополнительное бремя, дополнительная скорбь. Здесь, конечно, непрямо высказано то, что Адам и всякий муж вслед за ним освобожден от этого специфического бремени, то есть, в известном смысле, жена «подчинена» мужу. Но насколько жена держится веры, для нее путь к спасению открыт так же широко, как и для мужа. Речь идет, разумеется, о верующих христианках. Таким образом, деторождение следует понимать не как средство спасения или путь спасения, но как некое событие, сквозь которое для женщины проходит путь к спасению и которое не перекрывает ей пути к спасению. А ведь именно так помышляли еретики гностики, против которых направлено Послание к Тимофею. Они считали, что чадородие, как и вообще все, связанное с телесной жизнью, особенно с сексом, оскверняет человека и греховно само по себе. Нет, говорит автор 1 Тим, это не так.

Иначе говоря, особое наказание женщины болезненным чадородием – не помеха для спасения при едином условии, – таком же, что и для мужчины, – при условии веры. Впрочем, в оригинальном тексте Послания к Тимофею и не сказано, что жена «спасется чадородием», то есть «по причине чадородия». Нет, там сказано: она «будет спасена сквозь чадородие», что, при известной смелости, можно было бы интерпретировать и как «несмотря на особое наказание, связанное с чадородием» (это явно против еретиков-гностиков).

Арх. Ианнуарий




КУРИТЬ – БЕСУ КАДИТЬ?

Меня всегда удивляло, почему в Церкви, по крайней мере, в русской, столь непоследовательно относятся к таким явлениям, как употребление спиртного и курение. Если многие православные, даже из числа духовенства, считают вполне естественным на праздник или по какому-то еще «уважительному» поводу немного «перебрать», то курение в их сознании относится к чему-то табуированному.

Хотя, если разобраться, чем одно лучше другого? И то, и другое губительно для здоровья, но алкоголь при этом еще и помрачает ум, что может привести к непоправимым последствиям – от автокатастрофы до катастрофы нравственной, не случайно апостол Павел писал: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф.5,18). Чем же курение может быть хуже? Обычно православные вспоминают известную присказку: «Курить – бесу кадить».

В этих словах есть доля правды. Собственно каждение, которое совершается в православном храме, тоже именуется «курением» – курением фимиама или ладана. Помните у Высоцкого: «Дьяки курят ладан»? И в Библии слово «курение» употребляется исключительно в религиозном значении: «Вот я строю дом имени Господа Бога моего, – пишет царь Соломон, – для посвящения Ему, чтобы возжигать пред Ним благовонное курение» (2Пар.2,4). Или в другом месте: «И приносил Соломон три раза в год всесожжения и мирные жертвы на жертвеннике, который он построил Господу, и курение на нем совершал пред Господом» (3Цар.9,25).

Еще задолго до Соломона и храмового богослужения люди, принося Богу жертвы, верили, что сам дым этих жертв приятен Богу: «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека» (Быт.8,20-21).

Но традиция приносить жертвы и воскурять благовония существовала не только среди народа Божия, соседние народы делали то же самое и для своих богов: «Произнесу над ними суды Мои, – говорит Господь, – за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих» (Иер.1,16).

Теперь логика верующих, считающих курение тяжким грехом, становится более-менее ясна: курение – религиозный акт, и если человек совершает курение не Богу, то значит, тем самым он кадит ложным богам – бесам. Но, если сравнивать курение с употреблением алкоголя, то и алкоголь изначально использовали во время религиозных

церемоний. Более того, куря табак, человек не приходит в соприкосновение с миром падших духов, а вот «допиться до чертиков» можно запросто.

Сегодня курение полностью утратило какую-либо сакральность, современный курильщик совершенно не задумывается о том значении, которое курение имело в прошлом, так что считать курильщика идолопоклонником по крайней мере наивно – «Не то, что входит в уста, оскверняет человека» (Мф.15,11) – говорит Господь. Вот почему в греческой Церкви курение не осуждается как серьезный грех, более того, можно даже вспомнить святых, о которых известно, что они были курильщиками, например, святой царь-страстотерпец Николай II.

И все же курение – вещь далеко не безобидная. Курение – это страсть (с этим согласятся все), и уже одно это приравнивает курение к прочим грехам. Распространение табака в Старом и Новом Свете (в XVII - XVIIIвв.) во многом было связано с тем, что наши предки искренне считали курение табака полезным для здоровья. Так еще в 1571 г. испанский доктор Николас Мондарес опубликовал труд о целебных растениях Нового Света. В нем ученый отмечал, что табак может излечивать до 36 разнообразных болезней. Но сегодня мы точно знаем, что курение убивает, поэтому не будем, обманывая себя, дышать едким смертоносным дымом, когда Господь дает нам возможность дышать полезным свежим воздухом.

Диакон Илья Кокин


«Отверзу уста моя»

Вопрос о переводе богослужения с церковно-славянского на русский язык дискутируется уже достаточно давно. Лет сто назад эти споры были намного жарче, чем сегодня. И тот факт, что за столько времени вопрос не был окончательно решен, свидетельствует о его сложности и неоднозначности.

Вот простой и наглядный пример, доказывающий сложность вопроса. Возьмем известный ирмос, так он звучит по церковно-славянски: «Отвеˊрзу устаˊ мояˊ и напоˊлнятся Дуˊха…». Правда, благозвучно и величественно?! А теперь переведем это на русский: «Открою рот мой и наполнится воздухом» - какая-то пошлая ерунда. Примерно так в одной из статей доказывалось, что церковно-славянский язык намного лучше русского (закроем при этом глаза на то, что в ирмосе на самом деле под «Духом» подразумевается не воздух, а благодать Святого Духа). Но давайте теперь посмотрим, что там говорится дальше: «…и слоˊво отрыˊгну Цариˊце Маˊтери и явлюˊся свеˊтло торжествуˊя и воспоюˊ раˊдуяся тояˊ чудесаˊ». Я думаю, что при переводе второй части ирмоса, любой русский вариант «изреку», «воспою» и т.п. будет намного благозвучнее церковно-славянского «отрыˊгну». Так что, у приведенного аргумента есть сильная и слабая сторона.

Разбирая каждую тему, мы пытаемся найти какие-то свидетельства Священного Писания по данному вопросу. Но возможно ли это в отношении вопроса о переводе богослужебного языка? Разве апостолы могли совершать службу на каком-нибудь древнем наречии? Наверняка во всех общинах они совершали молитвы на местном разговорном языке (что само по себе уже служит доводом в пользу перевода службы на современный русский). Да, это так, но все же в Писании есть рассуждения, на которые можно сослаться в данном вопросе.

Речь идет о замечании апостола Павла относительно «дара языков» - это способность говорить на различных языках мира, которую Господь даровал Своим апостолам и некоторым другим проповедникам первого века Христианства. Порой обладающие таким даром пользовались им не по назначению, произнося молитвы на языке, на котором не говорили присутствующие. И вот, что по этому поводу писал апостол Павел: «Если я приду к вам, братия, и стану говорить на [незнакомых] языках, то какую принесу вам пользу? Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер» (1Кор.14,6-9).

Апостол в данном случае заботится о душевной пользе тех христиан, которые на службе составляют большинство присутствующих: «Если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: "аминь" при твоем благодарении?

Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке» (1Кор.14,16-19).

Можно ли применить сказанное к интересующему нас вопросу? И да и нет, ведь для русскоговорящего человека церковно-славянский нельзя приравнять к иностранному, большая часть службы нам понятна и без перевода. При этом архаизм богослужебного языка придает какое-то дополнительную величественность происходящему, и это действительно чувствуется на службе. А то, что непонятно, можно найти в популярном сборнике «Всенощное бдение. Литургия». Да, это дополнительные сложности, которых нет, например, у японских православных, для которых службу перевели всего лишь сто лет назад, но будем считать эти сложности тренировкой нашей воли, которая весьма полезна для желающих попасть в Царствие Божие, ведь «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12).

Диакон Илья Кокин


Чего хотят женщины?

В рамках библейской традиции отношение к женщине на века и тысячелетия было определено эпизодом, описанным в 3-й главе Книги Бытия. Да, да – это знаменитая сцена соблазнения женщины (тогда ее еще не звали Евой) змеем-искусителем. Результатом грехопадения стало изгнание первых людей из рая, приход в мир страданий, болезней и смерти. Для самой женщины это событие имело гораздо более глубокие последствия – она не только стала смертной, как и все, но и оказалась в подчинении у своего мужа. Божественный приговор жене звучал так: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3,16).

На протяжении всей ветхозаветной истории мужчины понимали эти слова весьма широко. Так патриархи Авраам и Исаак, когда вставал вопрос: сохранить свою жизнь или честь своей жены, неизменно выбирал первое, тем самым, фактически, обрекая супруг на невольную измену, и лишь вмешательство свыше спасало женщин от этого (Быт.12;20;26). А, когда похотливая толпа окружила дом Лота и начала требовать, чтобы он вывел к ним своих гостей (а гостями были два ангела), то Лот предложил им взамен гостей… двух своих дочерей: «Делайте с ними, что вам угодно» (Быт.19,8) – сказал Лот толпе. Вообще надо сказать, что по ветхозаветному Закону отец на определенных условиях имел право даже продать свою дочь в рабство (Исх.21,7-11). В тот раз девушки были спасены от надругательства, но подобные вещи видимо все же случались среди ветхозаветных иудеев. Один из таких трагических случаев описан в 19-й главе Книги Судей.

У ветхозаветных евреев брак мог расторгаться в одностороннем порядке с помощью «разводного письма», которое муж давал опостылевшей жене лишь из-за того, что «она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное» (Втор.24,1-4).

Во времена Христа презрительное отношение к женщине еще более усилилось под влиянием эллинской философии. Поэтому можно понять

апостолов, которые удивлялись тому, что Учитель вообще «разговаривал с женщиною» (Ин.4,27), ведь Талмуд гласит: «Тот, кто говорит слишком много с женщинами, привлекает зло, игнорирует Закон и жизнь окончит в геене» (Pirke Avot. I, 5). Христос показывает нам, что пренебрежительное отношение к женщине не соответствует воле Божией о человеке, оно – следствие греха и рожденного грехом жестокосердия. «Сначала не было так» (Мф.19,8), – говорит Спаситель.

На протяжении всей истории мужчины то превозносили, то презирали женщин, при этом всегда побаивались, но толком никогда не понимали. Действительно, мужчины и женщины очень разные: женщина может заплакать там, где мужчина будет смеяться и наоборот. Порой создается впечатление, что мы инопланетяне друг для друга, в этой связи характерно название популярной книги *** «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». А герой известного фильма «Чего хотят женщины?», желая понять мысли и чувства представительниц противоположного, пола вынужден подвергнуть себя мучительной экзекуции. Но может быть, для того, чтобы понять, чего на самом деле хотят женщины, достаточно вспомнить, то, как все изначально было задумано Богом? «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1,27). Оказывается – женщина тоже человек, а не инопланетянин! И, если мы, мужчины, это осознаем, то вскоре поймем, что главное, чего хотят женщины – человеческого отношения к себе: любви, понимания и уважения. Неужели, для того, чтобы это стало понятно, мужчину нужно ударить током?!

Диакон Илья Кокин


Даже Бог не может кого-то заставить любить

Говорят, что браки совершаются на Небесах, но почему же тогда всемогущий Бог попускает, чтобы один человек (а как правило это добрый и хороший человек) был безнадежно влюблен в другого, а этот другой его не замечал, ничего к нему не чувствовал? Священная история описывает несколько случаев неразделенной любви. Пожалуй, одним из самых известных является история патриарха Иакова и Лии. Иаков был влюблен в Рахиль, он договорился с отцом девушки, Лаваном, отработать за Рахиль семь лет, но в день свадьбы тесть подменил невесту на ее старшую сестру, Лию. Пришлось Иакову работать на тестя еще семь лет (учитывая, сколько жили патриархи, это еще немного).

Вот, как бытописатель комментирует отношения внутри этой семьи: «[Иаков] вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна. Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой. И зачала опять и родила сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон. И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий. И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать» (Быт.29,30-35).

Трудно сказать, довелось или нет Лие увидеть влюбленный взгляд своего мужа, такой взгляд, каким он смотрел на Рахиль, но можно определенно сказать, что она была любима: ей благоволил Господь, она стала счастливой матерью и была окружена любовью детей. Так что ее любовь не была безответной, просто она получила ответ не там, где его ожидала. Рахиль потом тоже родила Иакову двух сыновей, но обещанный миру Спаситель пришел из потомства патриарха Иуды, сына Лии.

Так все же, почему всемогущий Бог не может устроить так, чтобы хороший человек не мучился от неразделенной любви? Потому что любовь между двумя людьми – это сочетание двух свобод, и даже Бог не может кого-то заставить любить.

Да что люди?! Можно сказать, что Сам Господь испытал, что такое неразделенная любовь. Через пророка Иезекииля Он обращается к Своему народу и сравнивает его с неверной женой: «И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! Выскажи Иерусалиму мерзости его и скажи: так говорит Господь Бог [дщери] Иерусалима: при рождении твоем ничей глаз не сжалился над тобою И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, и сказал тебе: "в кровях твоих живи!" Ты выросла и стала большая, и достигла превосходной красоты и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, – и ты стала Моею Но ты понадеялась на красоту твою, и, пользуясь славою твоею, стала блудить и расточала блудодейство твое на всякого мимоходящего, отдаваясь ему Ты была не как блудница, потому что отвергала подарки, но как прелюбодейная жена, принимающая вместо своего мужа чужих» (Иез.16,1-32).

С женихом неоднократно сравнивает Себя и Христос (напр., Мф.9,15), и Ему порой приходилось чувствовать Себя отвергнутым: «Когда же приближались дни взятия Его [от мира], Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк.9,51-56).

Спаситель был отвергнут и в Иерусалиме: «Иерусалим! Иерусалим! Избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк.13,34-35). Дочь Иерусалимская отвернулась от Христа, но на любовь Небесного Жениха откликнулись другие народы. Так что не будем унывать, если нам было попущено испытать неразделенную любовь – настоящая любовь никогда не останется безответной. Просто порой ответ может быть неожиданным.

Диакон Илья Кокин