О Рождественском посте. Иерей Артемий Литвинов, настоятель храма св. Иоанна Кронштадтского в посёлке Колтуши
Рождественский пост установлен Церковью, чтобы мы к светлому празднику Рождества Христова пришли с чистым сердцем, легкой душой и обновленным телом, чтобы могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия. Христос нуждается не в дорогих подарках, но в нашем чистом сердце, добрых делах и исполнении Его слова, данного в Евангелии.
По словам святителя Льва Великого, Рождественский пост - жертва Богу за собранные осенью плоды земли: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
История Рождественского поста
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам первых христиан. В 1166 году на церковном Соборе всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Патриарх Константинопольский Лука тогда «сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».
Рождественский пост начинается 28 (15 – по старому стилю) ноября и продолжается до 7 января (25 декабря), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост (последний непостный день) приходится в день памяти св. апостола Филиппа, то этот пост наши в народе называют Филипповым, филипповками.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост: в понедельник, среду и пятницу уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
Людей, подверженных вредной привычке курения, Церковь призывает отказаться от нее или ее ограничить.
Важно понимать, что пост – не цель, а средство, средство смирить свою плоть, очиститься от грехов через воздержание в пище. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов в отношении пищи каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.
Его продолжительность и мера могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении пост в отношении пищи может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).
Можно входить в пост постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу. Те, кто необдуманно берутся за аскетические подвиги поста и начинают поститься строго, вскоре или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны. «Лучше есть мясо, чем своих ближних», - такая поговорка бытует. Важно и не сокращать свой рацион до ослабления сил, неспособности к делам профессиональным и домашним. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост могут посоветоваться со священником, рассказав ему о своем духовном и физическом состоянии и, конечно, поисповедоваться и приобщиться Святым Христовым Тайнам.
Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.Пост телесный, без поста духовного – добрых дел, исправления своего сердца, избавления от вредных привычек в словах и делах – мало приносит для спасения души, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится.
Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид. Нужно стараться чаще бывать в храме, увеличить общение с семьей, заботу о престарелых родных или даже детях-сиротах – ведь к Новому году насельники приютов особенно ждут общения, подарков.
Пост нам дан как школа духовная, время «усиленной тренировки», в которое мы очень многому должны навыкнуть. Если мы ограничим себя только в пище, то душе от этого будет мало пользы. Пост должен быть не только постом для тела. Это и воздержание от мирской суеты.
Что делать с днем рождения, пришедшимся на пост и празднованием Нового года?
День рождения смело можно перенести на ближайшую субботу-воскресение, когда разрешается рыба. Да так делают многие и вне поста, потому что в выходные легче собрать на свой праздник родных и друзей. Ассортимент магазинов позволяет отпраздновать эти дни, не нарушая пост и не впадая в чревоугодие. Вино в субботу и воскресенье дозволяется даже по Уставу.
Что касается Нового года, многое у постящихся сосредотачивается на подготовке к Рождеству. Но ведь есть и детки, которые ждут Деда Мороза всем своим «первым А классом», есть друзья и пожилые родители, зачастую неверующие. Новогодний ужин в семейном кругу, в кругу друзей не будет большим грехом. Нужны компромиссы, любовь и внимание к ближним. Как думаете, где больше духовной пользы – в отказе от мяса по формату «Нет уж, я пощусь. И вам всем не помешает поститься», или подготовке мясных изделий для привыкших к ним друзей и незаметном самостоятельном отказе? Кроме того, при определенной изобретательности постный стол можно сделать очень вкусным и по-настоящему праздничным.
Если говорить о новогоднем детском празднике, то подарки, и умеренные развлечения, и поездки - не грехи. Важно постараться приучить детей к ожиданию Рождества. Точно так же, как они привыкли считать дни до Нового года. Вера в сердцах детей не должна насаждаться сверху. То, чего детский ум не понимает, чего душа ребенка не вмещает, не может быть воспринято иначе, как из-под палки. Детская радость о Боге, детская молитва – маленькая, но очень дорогая – должна быть добровольной.
Священник Артемий Литвинов
Источник - газета "Колтуши", выпуск №22, 9 декабря 2015
По словам святителя Льва Великого, Рождественский пост - жертва Богу за собранные осенью плоды земли: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
История Рождественского поста
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам первых христиан. В 1166 году на церковном Соборе всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Патриарх Константинопольский Лука тогда «сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».
Рождественский пост начинается 28 (15 – по старому стилю) ноября и продолжается до 7 января (25 декабря), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост (последний непостный день) приходится в день памяти св. апостола Филиппа, то этот пост наши в народе называют Филипповым, филипповками.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост: в понедельник, среду и пятницу уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
Людей, подверженных вредной привычке курения, Церковь призывает отказаться от нее или ее ограничить.
Важно понимать, что пост – не цель, а средство, средство смирить свою плоть, очиститься от грехов через воздержание в пище. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов в отношении пищи каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.
Его продолжительность и мера могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении пост в отношении пищи может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).
Можно входить в пост постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу. Те, кто необдуманно берутся за аскетические подвиги поста и начинают поститься строго, вскоре или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны. «Лучше есть мясо, чем своих ближних», - такая поговорка бытует. Важно и не сокращать свой рацион до ослабления сил, неспособности к делам профессиональным и домашним. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост могут посоветоваться со священником, рассказав ему о своем духовном и физическом состоянии и, конечно, поисповедоваться и приобщиться Святым Христовым Тайнам.
Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.Пост телесный, без поста духовного – добрых дел, исправления своего сердца, избавления от вредных привычек в словах и делах – мало приносит для спасения души, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится.
Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид. Нужно стараться чаще бывать в храме, увеличить общение с семьей, заботу о престарелых родных или даже детях-сиротах – ведь к Новому году насельники приютов особенно ждут общения, подарков.
Пост нам дан как школа духовная, время «усиленной тренировки», в которое мы очень многому должны навыкнуть. Если мы ограничим себя только в пище, то душе от этого будет мало пользы. Пост должен быть не только постом для тела. Это и воздержание от мирской суеты.
Что делать с днем рождения, пришедшимся на пост и празднованием Нового года?
День рождения смело можно перенести на ближайшую субботу-воскресение, когда разрешается рыба. Да так делают многие и вне поста, потому что в выходные легче собрать на свой праздник родных и друзей. Ассортимент магазинов позволяет отпраздновать эти дни, не нарушая пост и не впадая в чревоугодие. Вино в субботу и воскресенье дозволяется даже по Уставу.
Что касается Нового года, многое у постящихся сосредотачивается на подготовке к Рождеству. Но ведь есть и детки, которые ждут Деда Мороза всем своим «первым А классом», есть друзья и пожилые родители, зачастую неверующие. Новогодний ужин в семейном кругу, в кругу друзей не будет большим грехом. Нужны компромиссы, любовь и внимание к ближним. Как думаете, где больше духовной пользы – в отказе от мяса по формату «Нет уж, я пощусь. И вам всем не помешает поститься», или подготовке мясных изделий для привыкших к ним друзей и незаметном самостоятельном отказе? Кроме того, при определенной изобретательности постный стол можно сделать очень вкусным и по-настоящему праздничным.
Если говорить о новогоднем детском празднике, то подарки, и умеренные развлечения, и поездки - не грехи. Важно постараться приучить детей к ожиданию Рождества. Точно так же, как они привыкли считать дни до Нового года. Вера в сердцах детей не должна насаждаться сверху. То, чего детский ум не понимает, чего душа ребенка не вмещает, не может быть воспринято иначе, как из-под палки. Детская радость о Боге, детская молитва – маленькая, но очень дорогая – должна быть добровольной.
Священник Артемий Литвинов
Источник - газета "Колтуши", выпуск №22, 9 декабря 2015