С 10:00 до 18:00 (по Мск) ежедневно работает прямой телефон дежурного священника: 8-950-223-0-444

Почему сейчас в Церкви требуют готовиться ко крещению?

Потребность готовить человека ко Крещению и следить за его духовным состоянием после Крещения - постоянная задача Церкви. Известно, что в первохристианские времена катехизация (научение основам православной веры) не проводилась. Связано это было с тем, что проповедь апостолов обращалась, в первую очередь к носителям ветхозаветной традиции - к людям, которые с детства знали Священное Писание, ожидали пришествия Мессии. К тому же в первые времена принятие христианства было сопряжено с исповедничеством, и нередко человек свою верность Христу подтверждал пролитием крови.

Со времени, когда в Церковь стало приходить множество язычников, подготовка к Таинству стала необходимой. Были выработаны определенные принципы и положения, как готовить человека к принятию Таинства, какие знания он должен получить. Тем самым Церковь, как Тело Христово, созидалась из людей верных, просвещенных Светом Христовой Истины.

Принцип подготовки ко Крещению отразился на литургической (богослужебной) жизни Церкви. Известно, что Крещение совершалось при большом собрании верующих и всегда было радостным событием для общины. Крестили в древности три раза в год: на Рождество и Крещение (ранее это событие праздновалось в один день), на Пасху и на Троицу. Человек готовился к принятию Таинства в течение полугода: присутствовал на богослужении, выходил в определенное время из храма (призыв: «Елицы, оглашенные, изыдите», - до сих пор звучит в наших храмах), постился, изучал основы веры.

Литургисты говорят, что обычай поститься перед Пасхой сформировался под воздействием традиции готовить людей ко Крещению. И сейчас во время Литургии на праздники Пасхи, Рождества, Крещения, Троицы: «Елицы во Христа креститеся...» поется вместо «Святый Боже...». Это отголоски тех самых традиций древних крещальных Литургий, которые сегодня возрождаются.
В советское время Крещение и обучение религии преследовалось властью. За обучение вере была уголовная ответственность. Крещения совершались тайно, вера у людей сохранялось на уровне сердечного знания. Но постепенно поколение верующих уходило, а после прекращения гонений на верующих вопрос научению вере встал очень остро. И то, что мы сегодня возвращаемся к этим катехизическим занятиям, является естественной потребностью как для крещаемых, так и для священников, совершающих Таинство.
 
Что же дает человеку крещение и миропомазание ? 
Почему сейчас в Церкви требуют готовиться ко крещению?

Если дать ответ на этот вопрос, то тогда каждый думающий о крещении сможет вполне осознанно и аргументировано сделать выбор – надо именно ему креститься или не надо.
Во-первых, в Крещении человек очищается от всех грехов, в том числе первородного греха, получаемого нами по наследству, как генетическое заболевание (название «первородный» никакого отношения к физическим родам не имеет).
Во-вторых, в Крещении человек рождается в новую жизнь, жизнь духовную, в которой у него появляются совершенно другие, недоступные ранее возможности: соединение с Богом, получение благодати, а в перспективе – наследование вечной жизни. То есть, в крещении мы получаем прощение грехов, богосыновство и печать Христову, благодаря чему становимся членами Церкви и участниками священства своего Спасителя (1 Петр.2:5-9).

Через таинство миропомазания возрожденные в таинстве крещения получают несказанно великий дар - Святаго Духа, через Которого наделяются особой силой, и, скрепленные печатью этого таинства, совершеннее сочетаются с Церковью и, как подлинные свидетели Христа, принимают более строгое обязательство распространять и защищать веру словом и делом.
Наконец, крещение и миропомазание так тесно связаны с участием в Литургии, что верующие, которые уже восприяли крещение и печать миропомазания, через участие в Евхаристии полностью готовы стать членами Тела Христова.

Телесная подготовка и внешний вид во время Крещения.
 
Почему сейчас в Церкви требуют готовиться ко крещению?

Ко крещению необходимо подходить с соответствующим внешним видом и внутренним настроем. Одним словом – благоговейно.
Одеться подобает как на торжество, к примеру, как на свадьбу или на день рождения. Неуместны, конечно, шорты или спортивные трико, расписные майки и легкомысленные топики. Женщинам непременно быть в юбках, или платье.
На крестных и уже крестившихся должны быть нательные кресты. Исключить все подвески в виде знаков зодиака и прочих оккультных символов.

Недопустимо перед крещением предаваться греху курения и пьянства. В случае нарушения этого правила священник вынужден будет отказать в допуске ко крещению, по причине отсутствия благоговения со стороны пришедших, и отложить совершение таинства до следующего раза.
Женщины должны креститься в период телесной чистоты.
Желательно накануне крещения несколько дней попоститься телесно и духовно.
 
Великое событии свершилось, Вы крещены!
А что дальше?

 
Почему сейчас в Церкви требуют готовиться ко крещению?

Как известно, с рождением жизнь человека не заканчивается, а только начинается. В духовной области аналогичная последовательность: крещение само по себе, без дальнейшей духовной жизни, не спасительно. Речь идет о необходимом расцвете крещальной благодати в меру возрастания личности.
Печально, что многие из крестившихся после совершения таинства возвращаются к той жизни, которая была у них прежде, ничего в ней не меняя.

Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви.

Чтобы этого не случилось, со дня Крещения христианину надо начать исполнять все то, что веками Православная Церковь предписывает своим верным членам:
 Ежедневно совершать утренние и вечерние молитвы.
 Ходить на богослужение в храм в праздничные и воскресные дни.
 Регулярно участвовать в Таинствах Исповеди и Причастия.
 Соблюдать святые посты.
 Читать Слово Божие и духовную литературу.
 Быть внимательным к себе, чтобы уклоняться от греха, жить по Заповедям Христовым.
 
Для чего мы должны ходить на богослужение в храм в праздничные и воскресные дни?
 
Самая сильная молитва для нас грешных, - это молитва церковная. Некоторые думают: зачем идти в церковь, если можно и дома молиться.? Но церковную молитву нельзя даже сравнить с домашней. В храме один раз скажешь от души « Господи помилуй», а дома взамен этого надо прочитать всю Псалтырь. В храме сделаешь один поклон – а дома надо сделать тысячу. Если со вниманием будешь стоять на Божественной Литургии, это заменит шесть тысяч Иисусовых молитв - так говорят Оптинские старцы.

Мы должны быть церковными людьми, ходить в Церковь на службу каждую субботу вечером, в воскресение и во все праздники. Воскресение это день Божий, который мы должны посвятить Ему. Самый главный наш труд в этот день – пойти в Церковь, помолиться, услышать Слово Божие. И, конечно, ходить в храм надо всей семьей. Непременно всей семьей. Ведь если дети и крестники не привыкнут к храму маленькими, они не зайдут в него и большими.

Относиться к посещению храма в дни больших праздников и воскресных дней нужно не как к тяжкой обязанности, а как к благодатной возможности встретиться со Христом. Святой Иоанн Кронштадский говорил, что «день, в который ты не был на Литургии есть потерянный день».

Крещёный человек, не желающий раз в неделю участвовать в литургии (в переводе с греческого «литургия» — общее дело), поступает подобно тому, кто, живя в семье, не исполняет своих ежедневных обязанностей. Несчастен тот человек, который пропустил хотя бы одно воскресное богослужение, ибо оно уже никогда не вернется.
В древней церкви человек, который три воскресения не был на Литургии, отлучался от Церкви. Это понятно. Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни еще не в Церкви, а где-то в миру с его целями и ценностями, чуждыми делу нашего спасения.
Воскресение Христово – это основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение.
На работу мы идем, не задумываясь: идти? не идти? Как рабочий день – так встаем, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, что бы мы заработали? А ведь это всё – в основном для тела. Но человек – это прежде всего его душа.
Молиться за воскресной литургией – значит совершенным образом исполнить заповедь: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи»(Мф.4:10).
Старайтесь после крещения еженедельно обязательно посещать воскресную службу, чтобы исполнить обещание данное при крещении - сочетаться Христу.
 
Как часто необходимо исповедоваться и причащаться
принявшему крещение христианину?

 
Исповедоваться и Причащаться христианин должен не реже, чем раз в три месяца. Не исповедующийся и не причащающийся в течении года считается уже сам себя отлучившим от Церкви. Телу для полноценной жизни необходимо регулярное омытие и лечение. Душа также имеет потребность в Исповеди - для очищении грехов, и Причастии - для полноты духовной жизни.
 
В какие дни христиане соблюдают пост?
 
Святые посты, которые нужно соблюдать христианину: Великий пост, Пост перед праздником Рождества Христова, Успенский пост, Петров пост. Главное в многодневном посте – участие в таинствах Исповеди и Причастия. Для того они и даны. Есть еще посты однодневные: в среду - в память предания Иисуса Христа на страдание, в пятницу в память самого страдания и смерти Его.
 
(Приход Храма св.прав. Иоанна Кронштадтского благодарит настоятеля Храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска Покровской Епархии протоиерея Александра Милованова за предоставленный материал)